В настоящее время будо (кендо) считается спортивным занятием. Процесс сражения с представлением и выполнением ваза. ?сключительно событие из разряда «победил или проиграл». Это приводит к набору стандартов, которые нужно применять в каждой ваза.
Тем не менее, настоящее значение победы или поражения базируется на способности одной стороны превзойти другую ментально, в большинстве случаев без необходимости в физическом обмене ударами.
Победа без физического боя. Победа без ударов. Это настоящий способ победить… Однако…
Этот метод победы или доминирования не имеет легко распознаваемой формы для того, чтобы быть использованным для судейства. Чрезвычайно трудно судить ментальное доминирование. Даже просто чтобы понять то, что оно присутствует, нужно постараться, если только вы не находитесь по другую сторону синая.
Давайте возьмем какую-нибудь ваза и будем пытаться нанести 100%-ный хороший засчитываемый удар. Это непростое задание. Например, имеем попытку нанести удар мен. Удар попадает в цель, но для того, чтобы присудить очко, этого просто не достаточно. Очко не присуждается и матч продолжается дальше. Таким образом, «почти очко» нужно для иппона, и отсюда мы получаем стандарт юкодатоцу.
В реальности способность определить разницу между иппоном и юкодатоцу – это то, чего не хватает сегодня в кендо.
?ппон (ippon) – это финал; юкодатоцу (yukodatotsu) же говорит о том, что была сделана эффективная ваза, показывающая преимущество атакующего, но в целом не являющаяся бесспорной.
Настоящий 100%-ный полностью выполненный иппон – это когда вы жертвуете собой, игнорируя опасность контратак. Гарантированная успешная атака, которая не должна провалиться. Если же подобная «настоящая» атака тем не менее проваливается, то в итоге вы получаете юкодатоцу.
Юкодатоцу может быть сделан без опасности, без полного пожертвования и с использованием защиты, таким образом увеличивая шансы на успех. В то время как иппон требует отчаяния, как будто от этого действия зависит жизнь. Без такого отношения иппон не достижим.
Это приводит нас к сегодняшней ситуации, когда юкодатоцу и иппон рассматриваются и судятся как равноценные. А это в свою очередь выливается в игру вроде поединка вместо схватки в кендо по типу «синкен» (shinken, лезвие жизни). Поэтому мы должны понимать, что в сегодняшнем «сан бон сёбу» определяется не лучший из трёх иппонов, а лучший из трёх юкодатоцу. Эта ситуация приводит к убеждению, что юкодатоцу (как правило, около 80% успешных ударов) и иппон – это одно и то же. С юкодатоцу возрастает потребность оценивать и защищаться. А это приводит к выработке способов побеждать без полного самопожертвования.
Мы не оказались в ситуации, когда настоящий иппон (где атакуемый глубоко в сердце понимает, что он побежден конкретным ударом) больше не понимается. Сейчас мы находимся в эпоху необходимости снова изучить истинное значение иппона в кендо.
Это моё видение разницы между иппоном и юкодатоцу.
В конечном счёте, мне кажется, что система подсчета очков в дзюдо по иппону является более правдоподобной, более близкой к значению иппона, т.к. там нет 2-го шанса или возможности вернуться после иппона. Настоящий сёбу.
?сточник: интервью с ?ноуэ сенсеем. Грехем Сейер, президент Новозеландской федерации кендо.
Перевод с англ.: Ольга Клочкова
*Ёсихико ?ноуэ сенсею в этом году (2014) исполняется 84 года и он все еще посещает каждую кейко в додзё Чион Кенсю Кан (Chion Kenshu Kan) в городе Яидзу в Сидзуока.
Теги: история кендо, мораль, сиай, что и как