Нитен ичи рю нода ха. Часть 1

Добавлено

Я прочитал статью о нитен ичи рю (Niten Ichi Ryu, школа Миямото Мусаси) в японском журнале «Кендо Ниппон». Хочу расскать вам о том, что интересного, на мой взгляд, я там нашел.

Несмотря на то, что это нитен ичи рю, речь шла о нода ха (Noda Ha), что означает стиль нода.
Согласно сайту (яп.) про нитен ичи рю Мусаси кай(Niten Ichi Ryu Musashi Kai), есть три стиля нитен ичи рю:

  • нода ха (Noda Ha),
  • санто ха (Santo Ha),
  • синмен нито рю (Shinmen Nito Ryu).

В любом случае, эта статья была посвящена стилю нода ха, так что я не уверен, что все это подходит для двух других стилей.

Движения как танец Но, киай как музыка

Есть учение, которое передается из уст в уста:
«Движения как танец Но, киай как музыка.»

В нода ха есть три киай:

  • зун (zun),
  • тан (tan),
  • хеттай (hettai).

Очень интересный киай, вы так не думаете?
По всей видимости, все киай кричит ситачи (сторона нито), а учитачи не произносит киай.

Зун произносится, когда ситачи двигается к учитачи, и символизирует молодое растущее дерево.
Тан произносится, когда ситачи в ударе опускает свой меч. Тан означает «разрубать».
Хеттай произносится, когда ситачи получает контроль за мечом учитачи. Хеттай означает «абсолютный».

*Если вы не знаете, что такое танец Но, смотрите видео в конце статьи.

Двигайтесь медленно, но при этом движения наполнены ки

У них есть 8 минут на то, чтобы выполнить пять форм (ката). Вы можете подумать, что каждая форма состоит из массы движений. Однако, все ката на самом деле не сложные. Так что это очень медленно. Вы также можете подумать, что у них очень тяжелые бокуто, и они вынуждены делать ката медленно. Но опять нет. ?х бокуто очень тонкий и легкий, как кухонная лопатка. Они используют тонкий и легкий бокуто, чтобы изучать направление лезвия (хасудзи, hasuji).

Несмотря на все это, после таких пяти медленных и несложных ката, они мокрые от пота, как говорит глава додзё. Он также добавил: «Мы больше напряжены в ката, чем в кендо».

Неудивительно, что у некоторых ситачи бокуто фактически «разрезает» плечо учитачи. Это значит, что они дедйствительно пытаются выразить «реальность».

Если задуматься над этим, мы также в ката не должны останавливать свой бокуто слишком высоко над целью. В добавок, наш бокуто твердый и тяжелее, чем у них. Уж точно не как кухонная лопатка. Так что давайте будем осторожны!

Пока мы не можем хорошо контроливать ситуацию, есть вероятность поранить своего партнера в результате стремления к отработке «реальности». Поэтому, пожалуйста, бульте осторожны, если используете обычный бокуто.

В «Горин но сё» («Книга пяти колец») Мусаси говорит:
«Пытаясь быстро рубить, мы неправильно направляем хасудзи. Таким образом, трудно рубить правильно.»

В кендо ката тоже есть то, что мы должны изучить.

***
Танец Но

 

Перевод Ольги Клочковой
Статья составлена на основе статьи Масахиро ?мафудзи, 5 дан кендо (www.kendo-guide.com)


Теги: , ,


Комментарии закрыты.