Си (shi) — это «четыре». Кай (kai) — это что-то, что вы учитесь не делать или чему уделяете внимание, чтобы не совершать ошибку; запрет.
Давайте назовем это «четыре запрета» в кендо. В любом случае речь идет о состояниях вашего сознания. Сикай для того, чтобы сказать вам не держать сознание ни в одном из следующих состояний: кё, ку, ги, ваку.
Кё — это «удивление».
Если вы удивлены, что на ваш взгляд с вами произойдет? Если вы удивились, вероятно, у вас на какое-то мгновение перехватит дыхание, глаза широко раскроются, вы прекратите движение. Вы не должны этого делать в кендо, иначе ваш оппонент сможет легко достать вас.
Ку — это «страх».
Если вы боитесь вашего оппонента, то вы уподобляетесь лягушке перед змеей, которая как раз собирается атаковать. Вы не можете двигаться из-за страха, который ощущаете. Кроме того, довольно часто когда вы ощущаете страх, ваш оппонент выглядит больше, чем есть на самом деле. Это одно из ощущений, которого в самом деле не должно быть, когда вы сражаетесь.
Ги — это «сомнение».
Если вы сомневаетесь в движениях вашего оппонента, вы не можете решить, как должны на них реагировать.
Если вы сомневаетесь в себе, своих решениях или действиях, вы не сможете сражаться хорошо.
Ваку — это «замешательство» или «тревожиться», «волноваться». Вы не можете принять решение. Настолько вы смущены и озадачены. Вы так взволнованы, что не можете сфокусироваться на оппоненте. Вы не можете привести сознание в порядок. В результате ваш оппонент может работать лучше вас.
Все это сикай, четыре состояния сознания, которые не должны вас посещать.
Но вы можете спросить, что же противопоставить сикай? Ответ — хейдзёсин (heijoshin).
Состояние вашего сознания должно быть простым. В кендо мы стараемся изгнать сикай из нашего сознания и держать его в хейдзё (heijo).
Статья составлена на основе статьи Масахиро ?мафудзи, 5 дан кендо (www.Kendo-Guide.com)
перевод: Ольга Клочкова