В кендо ката ёнхон-ме используется хассо но камаэ (hasso no kamae) и ваки-гамаэ (waki-gamae). В современном кендо эти стойки больше не используются. Однако, как все мы помним, одной из целей ката как раз таки является напоминание того, откуда пошло кендо. Поэтому в ката есть такие стойки даже не смотря на то, что сейчас мы их не используем.
Ситачи применяет маки-каэси (maki-kaeshi), используя хираки-аси. Это достаточно продвинутая техника. Если вы не знаете, что такое хираки-аси, вам будет очень сложно овладеть этой техникой.
Маки-каэси — тоже продвинутая техника. Её механизм очень полезен для овладения способом использовать запястья гибко.
Оба, и учитачи, и ситачи, должны уделять дополнительное внимание дистанции.
Учитачи должен чувствовать дистанцию, когда оба выполняют удар мен. Ситачи должен хорошо выполнить хираки-аси, чтобы потом суметь нанести учитачи удар мен правильной частью моноучи.
Учитачи | Ситачи | |
1 | Делает шаг вперед левой ногой и принимает хассо (цуба на уровне рта). | Ситачи делает шаг назад правой ногой и принимает вакигамаэ. |
2 | Делает три больших шага вперед, начиная с передней ноги.
Оба:левая, правая, левая. |
Делает три больших шага вперед, начиная с передней ноги.
Оба: левая, правая, левая. |
3 | Поднимает меч над головой, тело смотрит прямо на ситачи. |
Поднимает меч над головой, тело смотрит прямо на учитачи. |
4 | Ступая правой ногой наносит удар сёмен (shomen) ситачи. | Ступая правой ногой наносит удар сёмен (shomen) учитачи. |
5 | Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр. Во время опускания меча делает легкий шаг назад правой ногой, чтобы скорректировать дистанцию. | Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр. |
6 | Делает шаг вперед правой ногой и выполняет полностью завершенный укол в правое легкое ситачи, разворачивая меч вправо (лезвие смотрит вправо). Крик «Йаа!» во время укола. Немного подается вперед со слегка опущенным вниз кенсаки. |
Парирует с шагом по диагонали вперед влево с левой ноги, поднимая левую руку над головой. (Техника называется маки-каэси.) Во время подведения правой ноги к левой сзади, наносит сёмен (shomen). Крик «Тоо!». Такая работа ног называется хираки-аси. Парирование и удар должны быть одним движением. |
7 | Возвращается в центр с левой ноги, выходя из положения цки. | Показывает зансин, возвращается в центр с правой ноги, опуская при этом меч в чудан. |
8 | Опускает меч, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево. Кенсаки меча должен указывать ниже левого колена оппонента. |
Опускает меч, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево. Кенсаки меча приблизительно на 3 — 6см ниже левого колена оппонента. |
9 | Делает пять маленьких шагов назад с левой ноги, за которой следует правая. (Ноги могут пересекаться.) | Делает пять маленьких шагов назад с левой ноги, за которой следует правая. (Ноги могут пересекаться.) |
10 | После пяти шагов принимает чудан: готов к ката №5. | После пяти шагов принимает чудан: готов к ката №5. |
Перевод Ольги Клочковой
Статья составлена на основе статьи Масахиро ?мафудзи, 5 дан кендо (www.kendo-guide.com)
Теги: история кендо, кендо ката