В кендо есть такие правила, как, например, что делать и чего не делать в додзё (место, где мы тренируемся).
Для чего же нужны этикет и манеры (рейги-сахо — reigi-saho)? Главным образом для того, чтобы «показать уважение».
Вы помните о том, что кендо — это путь меча? Мы следуем этому пути. Нам может быть необходимо начать с понимания того, что такое путь.
В японской культуре мы делаем поклон. Вообще, мы очень часто делаем поклон. Чтобы показать свое уважение другим, мы непременно делаем поклон.
Очень хорошо, если вы знаете что-то о японской культуре. Вы знаете, как делать поклон. Но знаете ли вы что у нас есть два разных вида поклона и что угол наклона головы отличается в разных случаях?
Вы можете применить свои знания в кендо. Но не волнуйтесь, если вы ничего не знаете о японской культуре. Когда вы познакомитесь с рейги-сахо в кендо, вы сможете применить эти знания и в японской культуре.
Конечно же в кендо есть и очень особенные правила, потому что кендо наследовано от искусства фехтования самураев. Эти уникальные правила больше не применяются в современном японской обществе. Примером может послужать то, как мы относимся к своему мечу. Мы больше не носим с собой меч в повседневной жизни. Но как только вы ступили на порог додзё, у нас появилось правило, как относиться к своему мечу.
Кроме этого, я должен еще сказать, что наш додзё — это не просто место для проведения тренировок. Додзё — это то место, где мы следуем пути. Поэтому вы также должны понимать, что такое додзё. Здесь даже определено, кто где сидит.
Я стараюсь объяснять историю или философию, которая подразумевается под рейги-сахо, но всегда будут некоторые вещи, которые я не смогу объяснить. Просто потому что это так, как оно есть.
Традиции, обычаи и ритуалы безусловно имели (еще имеют?) значение, но мы потеряли значение где-то между настоящим и прошлым.
Если вы не в Японии, эти правила будут для вас очень странными или может даже запрещенными. Если так, не расстраивайтесь. У каждого своя культура.
Кендо до сих пор находится на пути становления по-настоящему интернациональным. ? я уверен, что однажды мы сможем найти решение тех проблем, которые могут возникнуть.
Перевод Ольги Клочковой
Статья составлена на основе статьи Масахиро ?мафудзи, 5 дан кендо (www.kendo-guide.com)
Теги: история кендо, мораль, этикет